Кокорин Павел Михайлович
Павел Михайлович Кокорин родился 25 октября (6 ноября) 1884 года в деревне Родичево Бежецкого уезда (ныне Молоковский район) в крестьянской семье. Это живописное место находится на берегу реки Мелечи, притока Мологи, в семи километрах от села Молоково,известного своими ярмарками. В те времена в деревне проживало около 200 человек, и было свыше 30 изб. Украшением селения была деревянная часовня, построенная в честь святого великого князя Александра Невского в середине XIX века.
П а вел К о к о р и н з а к о н ч и л церковно-приходскую школу, работал учителем в двухклассной деревенской школе. С начала 1900-х годов в свободное от занятий время на лето ездил в Петербург на заработки, работа штукатуром. С 1907 года он стал постоянно жить в городе на Неве, служил швейцаром, некоторое время посещал школу рисования. Но у Павла Михайловича было ещё одно увлечение – он писал стихи. Теперь уже трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах пробудилось в нём желание слагать поэтические строфы. Но несомненно, окружающий его мир способствовал тому, что он захотел запечатлеть его краски и тени.
Особое значение для жизни П.М. Кокорина имело его знакомство с петербургским поэтом, автором нескольких книг Леонидом Николаевичем Афанасьевым. Ему и показал свои поэтические опыты Павел Михайлович. Л. Н. Афанасьев высоко оценил его самобытный талант и вскоре пригласил к себе, где Кокорин познакомился с известным поэтом Константином Михайловичем Фофановым, стихи которого произвели на него большое впечатление. В этом же доме он познакомился с И. Северяниным и К. К. Олимповым.. Круг этих поэтов сочувственно отнёсся к творчеству поэта-самоучки. И в 1909 году благодаря содействию Игоря Северянина вышел первый сборник стихов П.М. Кокорина «Песни и думы».В предисловии к нему автор писал:
Песни мои – песни печали...
Вас горе родило
И горе вспоило,
А думы лишь только вскачали.
Действительно, тема народного горя лейтмотивом проходит через многие его стихи. Целый ряд стихов, как в первом сборнике, так и в двух последующих – «Фантастическая явь» (1910) и «Песни девушек» (1912)– написан им от лица молодых крестьянок. В одних поэтических зарисовках-песнях рассказывается о весёлой и радостной жизни девушек, их весенних гуляниях на лугу, хороводах, исполнении ими любимых песен, гадании и т.д., в других – о трудной жизни женщины после замужества. Стихи П.М. Кокорина перекликаются с народной обрядовой поэзией, связаны с крестьянским трудом, с земледелием. Его произведения иногда оказываются составной частью игрового обрядового действия в своих поэтических произведениях он описывает местные деревенские обычаи. Его стихи перекликаются не только с обрядовыми песнями,но и с частушками. Можно заметить, что поэт часто употребляет те слова, которые он с детства слышал в своей родной деревне. Среди них такие, как «повойничек» – старинный головной убор русских замужних крестьянок, надеваемый под платок; «парубок» – юноша, парень; «шалый» – шальной, взбалмошный, нескладный, пустой человек; «дружники» – близкие сердцу люди, любовники; «вишь»– сокращённо видишь и т.д. Эти диалектные слова органично вписываются в его зарисовки особенностей жизни в глубинке. Поразительно, но почти всё, о чём бы ни писал П.М. Кокорин, связано с бежецкой землёй, с людьми, которые на ней живут, с их нелёгкой жизнью, традициями, праздниками. В его стихах всё происходит на фоне сельской природы, он описывает поля, луга, речку...Поэт призывает всех, кто ценит и любит природу, быть к ней ближе:
Кто красоту познал природы,–
Поймёт поэзию мою.
Проклянет каменные своды,
Где жизнь хоронит он свою...
И я – жрец истинной свободы –
Зову: «За мной, за мной, народы,–
Где я живу, где я пою,
Внимая солнцу... соловью!
(Предисловие к сборнику «Фан-
тастическая явь»)
В четвёртом сборнике стихов П.М. Кокорина «Музыка рифм» (1913) чувствуется влияние его литературных друзей эгофутуристов Игоря Северянина и Константина Олимпова. Свои стихи Кокорин называет «поэзопьесами». В его творчестве появились новые слова – неологизмы: «мечтосон», «брезы», «старь» и другие, меняется ритмика строк, появляются особые словесные конструкции. Но, несмотря на эти новшества, многие его стихи остаются оригинальными и интересными.
Многие критики отнеслись к поэту из глубинки с явной симпатией. Так, В. Я. Брюсов увидел в его поэзии «при всей неправильности языка» «свежие строчки». О.Э.Мандельштам, рецензируя последний сборник поэта, писал, что в стихах Кокорина «напряжённая серьёзность мысли и слова странно не гармонируют с наивно футуристической внешностью». «Книжка Кокорина очень народна, без всякой кумачности, и в то же время утончённа, несмотря на ряд грубых промахов от неумелости и наивности автора». Критики отмечали также умение поэта почувствовать и «уставшую и глубоко страдающую душу человека», и знание жизни народа.
Стихи П.М. Кокорина, кроме личных сборников, печатались в газете «Нижегородец», альманахе «Орлы над пропастью», журналах «Родная речь», «Весна», «На берегах Невы».
В 1914-1917 он воевал на фронтах Первой мировой войны. После демобилизации вернулся вродную деревню, и о последних годах его жизни известно, что он был активным участником новой советской жизни. Многие годы он работал в родном колхозе счетоводом, как все колхозники, косил сено, пахал. В его доме была личная библиотека, которой пользовались все жители деревни. Кокорин был женат на Дарье Сергеевне Кузнецовой и имел троих детей. Умер он после продолжительной болезни в 1937 (?) году. Похоронен на кладбище погоста Белая .
В 2001 году стихи П.М. Кокорина были включены в сборник «Поэзия русского футуризма». Творчество поэта-самоучки вызывает интерес и у современных читателей.
Источник: Тихие песни : Бежецкий край в русской поэзии. Поэтическая антология / сост., авт. ст. и коммент. С.И. Сенин. – Санкт-Петербург : [ВВМ], 2013. – 535, [1] с.
Библиография:
Кокорин П.М. Песни и думы. - СПб., 1909 г.
Кокорин П.М. Фантастическая явь. - СПб.,1910 г.
Кокорин П.М. Песни девушек. - СПб., 1912 г.
Кокорин П.М. Музыка рифм. - СПб., 1913 г.
ОСЕНЬ
Бросим
Шутки, -
Осень...
Жутко!
Слышу:
В крышу
Дождик
Божий
Часто
Бьется,
Связь-то
Гнется...
Пляска,
Тряска,
Охи,
Вздохи...
Свищет
Ветер, -
Ищет -
Встретил:
Всхлипы
Липы,
Слезы
Брезы...
Пали
Ивы -
Встали
Кривы...
Пляшет,
Машет,
Кружит,
Крушит...
Тошно,
Пусто,
Страшно,
Грустно!
Осень...
Бросим
Шутки,
Жутко!
<1913>
ТРОИЦА
Ах, светлый праздник Троица,
День радостный для всех.
Кто в Троицу застроится,–
Жить будет средь утех.
Певуньи леса, пташечки,
Вьют гнёзда в этот день,
И раскрывает чашечки
Пахучая сирень.
Всё молодо, всё зелено,
Куда ни погляди.
И кем по сердцу велено –
Ждать счастья впереди.
Идём скорей, подруженьки,
В тенистые леса.
Там ждут нас наши дружники..
Чу! Слышны голоса.
Гитары звонко-струнные,
И трензель, и гармонь.
Нам сказки шепчут чудные,
Родят любовь, огонь.
Нарезвившись на волюшке
Под небом голубым,
Гадать будем о долюшке
С желанным и любым.
Свивать побеги юные
И ждать сращенья их
И после в ночи лунные –
Жених иль не жених.
Ах, праздник светлый Троица!
Растёт, цветёт побег...
Кто в Троицу застроится,
Тот счастлив будет век.
МОЛИТВЫ ПАХАРЯ
Перед посевом.
Боже! Боже!
Приумножи
Эти зёрна,
Что я брошу
В комья дёрна,
На порошу
Забороненной земли!
О сохранении.
Господь, храни
Все эти дни
Посев хлебов
От всех врагов:
От града, бурь,
Червя и тли...
Господь, окурь
Плоды земли!
Благодарения.
Неба Царю
Благодарю:
За урожай
Трав и хлебов!..
Боже Ты Наш,
Мир нам подаждь,
Мир нам стяжай,
Мир и любовь!
В засуху.
Боже
Всесильный,
Дождик
Обильный
На землю пролей!
Много
Молились,
Строго
Трудились,
Труды пожалей.
Сохнут
Посевы,
Глохнут
Напевы
Сожжённой земли..
Мира
Создатель,
Мира
Податель,
Молитве внемли!
Жизни
Властитель,
Сбрызни
Обитель
Целебным дождём!
Боже Всесильный,
Дождик
Обильный
Пошли нам… мы ждём!..
ЗАСТОЛЬНАЯ
В заветном круге,
Под песни звуки,
Сберемся, други,
И скрестим руки.
Бокалы сгрудим
И скажем дружно:
Здоровы будем
Мы в жизни вьюжной!
В беседе шумной,
Любви напевной,
И остроумной,
И задушевной
Мы старь вспомянем,
Под звон бокалов.
И вдаль заглянем
За гребни валов...
Кружок наш дружен,
Интимно-тесен,
Наш вечер-ужин
Красив, прелестен!..
О, пойте, други,
Плывите, звуки,
В заветном круге,
Да сгинут муки!