Спаса Всемилостивого (Спасская), с. Деледино
Год постройки 1845
История храмового комплекса насчитывает не одно столетие. Подав в 1777 году прошение на имя тверского епископа Арсения делединские священнослужители и прихожане высказали пожелание выстроить новый храм во имя Всемилостивого Спаса на месте уничтоженной в «давние годы от молнии» Михаиловской (Пятницкой) церкви. Церковь была построена, но 18 мая 1801 года была уничтожена огнем. Пожар был настолько значителен, что огонь перекинулся на стоящие вблизи строения. В итоге «без остатку» сгорело «шесть крестьянских дворов… со всем имуществом и господский скотный двор с принадлежащими ему пятью избами и на гумне построенная рига с тремя овинами».
В 1804 году по инициативе и, вероятно, на средства помещика П. Верховского был выполнен проект нового каменного храма. Таким образом, именно с 1804 года ведет свою историю ныне существующий Спасский храм. Есть все основания полагать, что проект этой постройки спроектирован тверским губернским архитектором А.А.Трофимовым. Строительство церкви началось в 1804 году, но уже в 1805 году П.Ф. Верховский заявил, что необходимых средств, обозначенных сметой А.А. Трофимова (12 тысяч рублей) у него и остальных прихожан нет, поэтому он просил тверского епископа Мефодия выдать «зборную книгу» для сбора от «доброхотных людей» недостающих на сооружение церкви денег. Запрашивалась «зборная книга» и в 1821 году. Неизвестно была ли она выдана для сбора недостающих средств, но в 1826 году такая книга была запрошена вновь. Церковь, которая строилась четверть века, наконец построена. Первый (правый) придел во имя Покрова Богоматери был освещен 2 ноября 1831 года, через год, 30 октября 1832 года, был освещен второй Никольский придел.
Строительство Спасской церкви было окончательно завершено, и она освещена в 1845 году.
Спасская церковь в с. Деледино относится к числу культовых сооружений наделенных отменным художественным качеством постройки. Ее, откровенно столичный облик, сформированный с редким для провинциального зодчества профессионализмом, позволяет говорить о работе в Деледино большого мастера. Используя традиционную объемно – пространственную композицию, берущую начало в древнерусской архитектуре второй половины 17 века и предполагающую расстановку на одной продольной оси церкви, трапезной и колокольни, зодчий в рамках иного стиля создает отличающийся благородством и изяществом архитектурных форм памятник.
Пропорциональное совершенство и композиционную гармонию храма в первую очередь определяет его крещатый основной объем, средокрестие которого увенчано масштабным цилиндрическим барабаном. Стилистика здания характерна сооружениям, спроектированным на рубеже 18 – 19 веков. Это подчеркивается многочисленными нишами, позднебарочными наличниками, декорирующими классическое по облику здание.
Не все «рукава» крестообразной в плане Спасской церкви одинаковы по длине. Близки по величине апсида, а так же северный и южный притворы. В свою очередь, примыкающая с запада к основному объему трапезная, в три раза превышает по длине каждый из этих компартиментов, что приближает плановую композицию храма к форме латинского креста. Западная «оконечность» церкви акцентирована трехъярусной колокольней, которая коротким переходом объединена с трапезной.
Наиболее величественным элементом внутреннего пространства является устроенная в средокрестии двухсветная ротонда. Ее плоскости делит в интерьере на два яруса развитый антаблемент, опирающийся на колонны тосканского ордена, которые опоясывают ротонду по всему периметру. В отдельных местах храма на стенах сохранилась масляная живопись в технике «гризайль».
Источник: Земля судьбы.- Тверь, 2016. - 444 с.