Вознесения Господня, с. Новокотово
Год постройки 1809
В настоящее время церковь Вознесения действующая, в ней проходят богослужения. Она находится в ведении Тверского Епархиального управления.
Церковь Вознесенья с приделами Казанской божьей матери и Рождества Иоанна Предтечи была сооружена в 1795 – 1799 годах на средства прихожан. Наружная и внутренняя отделка продолжалась еще несколько лет. Приделы были освещены в 1800 году, главный храм в 1809 году. О чем стало известно из надписи на стене зимней церкви. По преданию, внутренняя отделка церкви по красоте и богатству (резьба по дереву, позолота, роспись, дорогие иконы, паникадила) стояла на втором месте после главной церкви уезда – Собора в г. Бежецке (взорван в 1920 году). Есть сведения о том, что церкви принадлежала икона письма Андрея Рублева Зачатие Иоанна Предтечи конца 15 века. Икона была вывезена в 1964 году. В настоящее время она находится в музее древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева (Спасо – Андронников монастырь).
Около церкви стояли дома священника, дьякона, псаломщика, и других лиц, обслуживающих церковь. Тут же были хозяйственные постройки. Так по переписи населения 1859 года в погосте Котово проживало семь семей, 47 человек, в том числе мужчин – 20, женщин 27. К концу 19 века число семей стало больше. По большим праздникам около церкви устраивались ярмарки.
В 1896 году при церкви была открыта церковно приходская школа.
Самый большой колокол был поднят на колокольню около 1900 года. Память людей сохранила, как колокол следовал к месту его служения. До Бежецка его везли по железной дороге, а от Бежецка тащили с помощью лошадей и людей. Жители деревень Котовского прихода, встречавшие колокол, впрягались в специально сделанные лямки и тянули колокол на определенное расстояние.
В 1928 году была проведена полная реставрация церкви на средства Макалова, Кузьмичева и других прихожан, о чем свидетельствовала надпись на стене трапезной. Была обновлена живопись и позолота. Работы проводила бригада из г. Бежецка во главе с художником Репиным. Известна такая деталь: потемневшую позолоту отчищали специально выпеченным очень кислым белым хлебом.
Дальнейшая история церкви отличается драматизмом. В начале 30-х годов были репрессированы священники, колокола с церкви были сняты, строения возле церкви стали исчезать. Ограда, окружающая кладбище была перевезена в с. Молоково. Металлическими решетками оградили сквер в центре села. Для этого были перевезены ограды еще нескольких церквей. Оставались дом священника, в котором размещалась Новокотовская начальная школа, и здание церковной сторожки, где в 1949 – 50 годах жили священник Никита Табунов и псаломщик Михаил Беляев. Церковь погоста Котово с небольшими перерывами действовала до 1962 года. Церковь закрыли, разрушили, хотя она находилась под охраной государства как памятник архитектуры.
Иконы, украшения, мебель, печи, полы, рамы окон растащили местные жители, часть икон было передано в Воскресенскую церковь погост Белый. Около церкви не осталось ни одного строения. Решением Калининского облисполкома здание церкви было передано Замошскому молокозоводу. Жители обратились с протестом, т. к. церковь находилась посреди действующего кладбища. Облисполком отменил свое решение. Для молокозавода в 1969 году было построено здание в д. Передово.
В 1989 году, по инициативе верующих, началось восстановление церкви. Отремонтирована трапезная и колокольня, построен дом священника. С 1990 года в церкви проводятся богослужения.
Церковь Вознесения выстроена в стиле позднего классицизма из кирпича и оштукатурена. Кирпич для строительства церкви изготавливался на месте. Храм «восьмерик на четверике» - перекрыт сомкнутым сводом, увенчан декоративной главой. С востока церковь имеет одну граненую с наружи и полуциркульную внутри апсиду. Четвери храма украшены рустованными пилястрами и несложного профиля карнизом с сухариками. Этот же декор повторяется и на апсиде. Углы граней восьмерика обработаны раскрепованными пилястрами. Окна лишены декора. Композиция и декоративное убранство церкви сохраняют отдаленные отголоски стиля барокко.
Трапезная перестроена в конце 19 века. В решении ее фасадов сделана попытка повторить архитектурные формы позднего классицизма. Сводчатые перекрытия опираются на четыре квадратных столба.
Колокольня трехярусная, с небольшой декоративной главкой. Фасады нижнего яруса украшены спаренными колоннами дорического ордера с небольшими фронтончиками. Во втором ярусе колонны поставлены под углом. В третьем ярусе звона углы скруглены, колонки обрамляют проемы.
Архитектурные формы церкви, особенно сложное решение колокольни, представляют собой художественный интерес для данного района, как пример освоения и понимания столичных классических образцов.
Правила строительства церквей требуют, чтобы колокольня и купол храма были одинаковой высоты. У церкви Вознесения колокольня ниже восточного купола. Объясняют это тем, что на строительство колокольни нужной высоты не хватило средств.
Источник: Земля судьбы.- Тверь, 2016. - 444 с.